А.А.Бовкало
ИЗ ИСТОРИИ ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В РОССИИ
Вскоре, после того как старообрядческий инок Никодим (+1784) обратился с
всеподданнейшим прошением, в котором излагал условия, на которых
старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с Православной Церковью,
его единомышленникам было разрешено поселиться в Таврии, где, кроме
приходских церквей, был устроен и монастырь. Так было положено начало
единоверию.
В 1787 году упоминается Пятницкая девичья единоверческая
пустынь в Черниговской епархии. В том же году был обращен из раскола в
единоверие Казанский девичий в посаде Климове Черниговской епархии
монастырь, а в 1791 году основана Никодимова Троицкая единоверческая
мужская пустынь [1].
27 октября 1800 года последовало утверждение "Пунктов о
единоверии". Вскоре после этого, в 1803 году, был открыт Максаковский
Троицкий мужской монастырь в Черниговской епархии, в том же году Никодимова
пустынь обращена в женскую, а в следующем году на месте раскольничьего
скита в Костромской епархии иноком Герасимом, принявшим единоверие, была
основана Высковская Успенская пустынь (с 1820 - общежительная, с 1829 -
монастырь). В 1829 году Максаковский монастырь был обращен в женский, и в
него были переселены монахи Никодимовой пустыни, ставшей приходским храмом.
Вслед за этим единоверие вводится на Иргизе. В 1828 году саратовский
губернатор князь Голицын представил в министерство внутренних дел доклад о
постепенном закрытии иргизских монастырей. Из Петербурга его уведомили, что,
вследствие отзыва об этих монастырях ревизовавшего их чиновника,
вверху уже обратили серьезное внимание на Иргиз, то князь лично поехал в
Нижне-Воскресенский монастырь с предложением принять единоверие и ему
удалось получить в этом подписку. Освящение двух монастырских церквей
происходило в октябре 1829 года. В 1837 году были обращены в единоверие
средние (мужской Никольский и женский Успенский), а в 1841 году - верхние
монастыри (мужской Преображенский и женский Покровский). Немало
монашествующих отказалось принять единоверие и покинули монастыри. Сильное
сопротивление было оказано при обращении Средне-Никольского монастыря. Из
этих монастырей продолжили существование как единоверческие мужские
Николаевский Воскресенский (при нем была школа грамоты и крюкового пения) и
Николаевский Преображенский (впоследствии им управлял викарный епископ
Николаевский), а Средне-Никольский в 1843 году обращен в женский, и в него
были переселены монахини Средне-Успенского монастыря.
В 1840-е годы были
обращены в единоверие и другие монастыри. Из них остались: мужские
Малиноостровский Рождество-Богородицкий (1842; с 1865 - женский) и
Климовский Покровский (1847; в 1848 году он стал штатным с содержанием от
казны) Черниговской епархии; в Нижегородской епархии женские Медведовский
Покровский (1843) и Осиновский Крестовоздвиженский (1850) и мужской
Благовещенский Керженский (1848). В единоверие обратился и первый игумен
Благовещенского Керженского монастыря Тарасий (+ 10 августа 1876). При
открытии единоверческого монастыря в Москве архимандриту Тарасию предложили
стать его настоятелем, но он отказался, несмотря на продолжительные просьбы.
В 1844 году в единоверие был обращен мужской Макарьевский монастырь в
Могилевской епархии, который в 1876 году был приписан к восстановленному
Чонскому Успенскому монастырю, а в 1899 году два этих монастыря были
обращены в православные.
В 1849 году был вновь учрежден мужской
Златоустовский Воскресенский монастырь в Оренбургской (позднее - в
Уфимской) епархии.
В 1862 году в Москве в память освобождения крестьян от
крепостного состояния на единоверческом кладбище был основан женский
Всехсвятский единоверческий монастырь. Он находился за Рогожской заставой
по Владимирскому шоссе (ныне шоссе Энтузиастов, территория завода "Серп и
Молот"). Окончательно монастырь устроился в 1866 году. Первыми его
попечителями были В.А.Сапелкин и Н.И.Родионов. К 1907 г. в монастыре были
32 монахини с игуменией и 24 послушницы. В монастыре было два храма:
соборный Всех Святых с колокольней (архитектор П.В.Буренин; заложен в 1840
году, разрушен в 1934 году) и Никольская церковь (освящена в 1876 году) с
верхним Покровским храмом (заложен в 1873 году, освящен в 1878 году) - в
настоящее время лишена признаков храма - единственная сохранившаяся
постройка, а также кладбищенская часовня (снесена в 1934 году). С 1918 года
новые власти начали отбирать здания монастыря, а окончательно он был закрыт
в 1922 году. 13 июля (30 июня) 1923 года священник этого монастыря Сергий
Сунгуров в прошении о предоставлении нового места сообщал епископу
Илариону, что монастырь и храм закрыты вследствие ходатайства рабочих
завода Гужона по постановлению Московского Совета от 2 июня 1922 г. и
заселены рабочими; нынешнее название монастыря - рабочая коммуна
"Поселок Ильича". За попытки спасти монастырь и храм его забрали в ГПУ на
Лубянку 14, а затем в Кисельный пер., откуда выпустили с подпиской о
невыезде. Средств к существованию нет, к обновленцам он не может идти -
"...я предпочел лучше занять предоставившееся место рабочего, чем изменить
Церкви Христовой, изменить и своему архипастырю - Святейшему Патриарху
Тихону, моему рукоположителю. До сих пор я священник-рабочий, но не
изменил!.." А диакон того же монастыря Алексий Егоров в таком же прошении
в тот же день сообщал, что стал рабочим, но не пошел к живцам - "...место
рабочего не позорит сана, подает пропитание с семьей, но [он испытывает]
голод духовный..." [4]
В начале 1854 года некоторые видные прихожане
Преображенского кладбища выразили желание присоединиться к единоверию с
тем, чтобы в мужском отделении Преображенского богаделенного дома устроить
единоверческий храм из молельни, на что и последовало Высочайшее повеление.
3 апреля этого года в приделе главной федосеевской моленной - Успенской
соборной часовни, был освящена единоверческая Никольская церковь.
Митрополит Филарет был торжественно встречен. Богослужение совершалось в
течение четырех часов. Употреблен был древний, освященный при патриархе
Филарете, антиминс, а также древние напрестольные сосуды. Святитель
облачен был в древний саккос митрополита Макария, осенял народ древним
крестом с мощами - вклад царя Михаила Феодоровича. Сослужили митрополиту
священники единоверческих церквей. Пение было на оба клироса: на правом
стояли облеченные в стихари клирики единоверческих церквей, на левом -
единоверческие певчие из граждан. На донесении митрополита Филарета
император Николай I собственноручно написал: "Слава Богу!". В том же году
причту единоверческой, на Преображенском, церкви были назначено от казны
жалованье. 19 декабря того же года на Преображенском кладбище была
освящена другая церковь - Крестовоздвиженская. Вскоре для расширения
миссионерской деятельности единоверцам было передано федосеевское здание
Успенской соборной часовни, к которой пристроили алтарную часть. В 1857
году ее освятили, оставив за ней (и Никольским приделом) прежнее
наименование. То же случилось и с надвратной зимней федосеевской часовней
во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Освящение ее митрополитом
Филаретом состоялось 19 декабря 1854 года. Для этого случая он надел на
себя древний греческий омофор, древнюю митру и панагию первого московского
патриарха Иова. На служивших с ним священниках были древние пояса с
источниками, а в руках они держали лестовки. Служба прошла по старопечатным
книгам. В 1865 году к единоверию присоединились несколько белокриницких
иерархов, что и послужило непосредственным поводом к созданию здесь
монастыря. 16 мая 1866 года был учрежден мужской Никольский монастырь (в
память цесаревича Николая Александровича). Торжественное его открытие было
совершено епископом Леонидом, викарием Московской епархии. Кроме
древлеписанных икон, собранных для Преображенского богаделенного дома
И.А.Кавылиным, в монастырь были взяты образы из Озерковской и Монинской
моленных. Позже, в 1876-1879 годах, возле Успенского храма была построена
красно-кирпичная колокольня в готическом стиле. Три этих здания, жилые
постройки и каменная стена составили основные строения монастыря. В 1868
году присоединился к единоверию и около 20 лет настоятелем обители был
бывший федосеевец игумен Павел Прусский (1821-1895). В монастыре в 1887 году и
1891 году состоялись первый, второй и ряд последующих миссионерских
съездов. При этом монастыре была церковно-приходская школа на 100 человек,
в нем устраивались противораскольничьи миссионерские съезды.
Заметную роль
в церковной жизни играл настоятель (с 1911 года) архимандрит Никанор
(Кудрявцев). 27(14) января 1919 года Св. Патриарх Тихон и Священный Синод
постановили образовать комиссию о постовой трапезе, в состав которой был
включен о. Никанор. 26(13) декабря 1919 года архимандрит Никанор
(Кудрявцев) был назначен единоверческим епископом Богородским. После
хиротонии он продолжал возглавлять монастырь. 12 октября (29 сентября) 1923
года по болезни он ушел на покой и умер 30(17) октября 1923 года [7].
Монастырь прекратил существование в начале 1920-х годов. Купец А.И.Хлудов
пожертвовал монастырю свою богатую библиотеку, состоявшую из древлеписанных
и старопечатных книг. Для библиотеки было выстроено особое помещение.
Монастырская библиотека (в ее составе - собрание А.И.Хлудова) попала в
Государственный исторический музей. Иконы монастыря находятся в
Третьяковской галерее и в Историческом музее, часть сохранилась в нынешнем
Никольском храме, разделенном ныне на две части: главный храм принадлежит
московской поморской общине беспоповцев, а трапезная с двумя приделами -
православным.
В 1879 году в Оренбургской епархии возник мужской Уральский
Николаевский монастырь, а в 1881 году судогодская купчиха Е.Л.Юрьевская и
самарская купчиха Н.Я.Авдеева основали женскую общину, 18-25 мая 1890 года
преобразованную в Уральский Покровский монастырь. В этом монастыре 10
сентября 1890 года была пострижена в монашество с именем Манефа киргизка
Мария Косминична (до крещения Кармыза) Кабанова (+ 22 октября 1890),
просветившая более 200 своих соплеменников [8].
13 января - 7 февраля 1886
года была основана Всехсвятская женская община в Шуе Владимирской епархии,
5-17 мая 1889 года также преобразованная в монастырь.
26 января - 7 февраля
1905 года была учреждена женская община при Успенской единоверческой церкви
Твери [9].
3 мая 1908 года Керженский Благовещенский мужской монастырь был
преобразован в женский [10].
Таким образом, к 1917 году было 9 мужских, 9
женских единоверческих монастырей и одна женская община. В конце 1900-х
годов в них насчитывалось около 90 монахов и около 170 монахинь, более 170
послушников и более 480 послушниц [11].
Поместным Собором 1918 года одну из
единоверческих кафедр - Саткинскую было решено учредить в Златоустовском
Воскресенском монастыре. 29(16) декабря 1919 года Высшее Церковное
Управление рассматривало просьбу единоверцев Уфимской епархии о назначении
настоятеля (с 1913) этого монастыря игумена Антония на Саткинскую кафедру.
По-видимому, оно не было удовлетворено.
Единоверческие монастыри прекратили
свое существование в годы репрессий.
Примечание
1. Дурново Н.Н. Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в
России до настоящего времени {Ч.1]-3. М., 1892-1898.
2. Архангелов С.А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. СПб., 1899. С. 120, 122-123.
3. РГИА, Ф. 831, оп. 1, ед. хр. 229, л. 38.
4. РГИА, Ф. 831, оп. 1, ед. хр. 229, л. 55-56.
5. О Никольском монастыре см.: Синицын П.В. Никольский единоверческий монастырь
в Москве, что в Преображенском. М., 1896.
6. РГИА, Ф. 831, оп. 1, ед. хр. 9, л. 49.
7. Bovkalo A. Note sur le destin des eveques Edinovertsy apres 1918 // Irnikon., 1995. № 4. Р.509.
8. Н-ский П.А. Монахиня Манефа. Оттиск из "Православного Благовестника". 1893. №17.
9. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.
10. Цековные ведомости... 1908. №20. С.170.
11. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.