История Никольского Единоверческого храма г.Санкт-Петербурга
"Единоверию быть" - фраза, ставшая легендой, произнесенная императором
Павлом I при подписании высочайшего указа в 1800 году.
Так закончились годы надежд и разочарований, которые выпали на долю
староверов (старообрядцев), жаждущих воссоединения с матерью-церковью,
разлученных с ней жестоким расколом XVII в.
Однако первые приходы староверов-соединенцев (единоверов) появились в
России на основании высочайших указов в 1785 г. при Екатерине II и
1798 г. при Павле I.
Приходы открывались в Твери, Торжке, Нижнем Новгороде и других городах.
В частности, в Санкт-Петербурге в 1798 г. купцу Милову И.И. было разрешено
обустроить первый в городе Единоверческий храм, который был создан в
жилом доме купца на Захарьевской улице.
Престол церкви был освящен во имя святого Николы Чудотворца по просьбе
императора Павла I. На освящении храма собралось значительное количество
староверов,присутствовал император Павел I со свитой.
Государь отстоял божественную литургию и по окончании ее милостиво
преподнес приходу икону Святителя Николая Чудотворца, древнего письма.
С этого началась история Единоверия Санкт-Петербурга.
Процесс становления и развития первой Единоверческой общины был сложен и
неоднозначен. Выявились разные подходы в решении приходских проблем.
В то же время приход расширялся, в него приходили все новые и новые
староверы. В домашнем храме стало тесно. Это побудило купца Чурсинова К.З.
в 1817 г. подать прошение на высочайшее имя императора Александра I о
постройке нового Единоверческого храма на принадлежащем ему участке земли.
Лишь в 1820 г. император Александр I подписал прошение с разрешением на
строительство Единоверческой церкви.
Проект храма был заказан архитектору Мельникову А.И. - видному зодчему
столицы.
Хотя члены общины были богатыми людьми, денег постоянно не хватало, поэтому
строительство растянулось на 18 лет.
Храм был заложен в 1820 г. и строился поэтапно.
Первый престол во имя Тихвинской Иконы Божией Матери был освящен в 1827 г.
Второй престол во имя Сошествия Святого Духа освящен в 1828 г.
Центральный престол во имя Преображения Господня освятили в 1831 г.,
во имя Святителя Николая Чудотворца - в 1838 г. и в честь Святого Антония
Великого - в 1866 году.
Для создания главного иконостаса церкви были приглашены известные московские
иконописцы - сын и отец Пошехоновы. В храме также было много икон древнерусского
письма, в основном Псковской и Новгородской школ.
В церкви хранились многие древние реликвии, в частности, Святые Евангелия,
напечатанные при патриархах Филарете и Иосифе, Апостол издания 1599 г.
(Апостол Ивана Федорова), антиминсы, священнодействовавшие при московском
патриархе Иосифе в 1644 г., а также образцы золотого шитья царских
мастерских XVI-XVII веков.
Приход принял активное участие в движении за возвращение в русские святцы
Благоверной княгини Анны Кашинской.
После вторичного ее прославления в 1909 г. в благодарность приходу была
подарена святая икона Благоверной княгини с частицей ее мощей. В настоящее
время мощи хранятся у настоятеля прихода священноиерея о.Петра.
В приходе не только совершались уставные службы, но активно велось
благотворительное, просветительное и общественное служение. Так, в период
эпидемии холеры в 1832 году прихожане добровольно ухаживали за больными,
оказывая приют в приходских помещениях. Невзирая на опасность заразиться,
о болящих заботился лично староста прихода, который впоследствии стал
одной из жертв эпидемии.
В приходе проводилась большая педагогическая работа. Были построены
женская гимназия и мужское реальное училище им. цесаревича Алексея, созданы
оригинальные педагогические программы, в которых сочетались древнерусские
традиции и современные научные достижения. Возглавлял эту работу выдающийся
отечественный ученый, академик Ухтомский А.А.
При церкви также существовала Единоверческая редакция, где печатались
церковные книги и журнал "Голос церкви".
Работала богадельня для престарелых прихожан, хранилище древнерусской
книги, лазарет.
Приход поддерживал тесные связи с правящей династией. Ежегодно единоверческий
хор мужского реального училища принимал участие в совершении Божественной
литургии по древнему чину в церкви Зимнего дворца. Само же училище
патронировала непосредственно государыня-императрица Александра Федоровна.
К началу XX века приход Никольской церкви на Николаевской улице стал
одним из крупнейших и значимых Единоверческих приходов в России.
Его настоятель священноиерей о.Симеон (Шлеев) сыграл ведущую роль в
организации I-го Всероссийского съезда православных старообрядцев
(единоверов) 1912 года. Впоследствии он стал первым Единоверческим епископом.
В послереволюционный период приход считался недостаточно лояльным
новой власти. Участвовал в иосифлянском движении Петроградской епархии,
что явилось причиной его уничтожения и закрытия храма в 1931-1932 годах.
В дальнейшем помещение храма было передано под экспозицию музея Арктики
и Антарктики.
Православные единоверцы, лишенные церкви, собирались на тайные богослужения
по частным квартирам, как в былые времена в период гонения на старую веру.
Только в 1992 году началась работа по возвращению Никольской Единоверческой
церкви верующим.
Враги Божии активно препятствуют возвращению храма, собирая угли гнева
Господня на свои головы.
В настоящее время Единоверческий приход Санкт-Петербурга собирается в
молельной храмовой часовне, надеясь на то, что придет время, когда и
в большом храме воспоют Святую Пасху.
Интерьер Никольского храма (архив)
Никольский храм, конец XIX века (архив)